Уход за цепьюЦепь современного мотоцикла — эффективный способ передачи тягового усилия заднему колесу. Но имея высокий КПД, относительно малый вес и высокую износостойкость, цепь также требует своевременного обслуживания.
Давайте разберемся, что собой представляет приводная цепь.
Первые эскизы цепной передачи были сделаны еще Леонардо Да Винчи в XVI столетии. В современном виде приводную цепь создал в 1880 году швейцарский инженер Ганс Рейнольд. Цепи типа O-Ring с резиновыми сальниками между пластинами появились в начале 1980-х гг.
В мотоциклах используются два типа приводных цепей:
•Роликовая цепь (Solid Roller Chain, без сальников).
•Цепь O-Ring (или X-Ring, Z-Ring и т.п., с сальниками).
Роликовая цепь имеет меньший вес, меньшие потери на трение и значительно меньший моторесурс по сравнению с цепями O-Ring (в 6 раз). Такие цепи популярны для соревнований, например, по мотокроссу.
Цепь O-Ring cодержит в себе сальники, которые удерживают смазку между пином и втулкой, заложенную еще на заводе. Такая цепь ходит значительно дольше, применяется в большинстве современных мотоциклов.
Рассмотрим устройство цепи с сальниками на примере D.I.D. X-Ring.
Между пином и втулкой, а также между пластинами и сальниками находится смазка, закладываемая в цепь еще на заводе. Эта смазка обеспечивает свободное скольжение втулки по пину, которые работают как подшипник скольжения, а также препятствует износу внешней пластины.
Производители соревнуются между собой, изобретая все более изощренные форма сальников: от обычных O-Ring до сальников со сдвоенными кромками типа X-Ring (D.I.D.), Z-Ring и Z44 (Regina).
Сальники в разрезе. Слева D.I.D. X-Ring, справа Regina Z44.
Смазка между роликом и втулкой со временем вырабатывается, сальников в этом узле нет, также в зазор между втулкой и роликом со временем попадает грязь и песок. Именно этот узел и требует регулярной чистки и смазки.
Смазка цепи
Если у вас установлен скот-ойлер, этот раздел можете не читать.
Цепь следует смазывать и вымывать регулярно. Лучше наносить немного смазки часто, чем много и сразу. Оптимальный интервал 300-500 км для цепей O-Ring.
Итак, если у вас цепь O-Ring или подобная:
1.Вымойте цепь. Лучше всего использовать специальные средства, например, Ipone Chain Clean. Если таких средств нет, подойдет керосин, солярка, уайт-спирит или бензин.
2.Дождитесь, пока высохнет моющее вещество. Вытрите насухо цепь.
3.Нанесите смазку на ролики с внутренней стороны цепи (список рекомендуемых смазок есть в конце статьи). Много смазки наносить не стоит — к ней будет налипать грязь. Центробежная сила со временем распределит смазку в зазоры между втулкой и роликом.
Сальники смазывать не следует! Вы ведь не смазываете сальники на перьях вилки?
4.Если вы использовали аэрозоль, дождитесь 5-10 минут, пока смазка подсохнет.
5.Уберите, при необходимости, излишки смазки c цепи.
Для роликовых цепей без сальников
Процедура аналогичная, только смазку следует также наносить в зазор между пластинами, т.к. сальников там нет.
Натяжение цепи
Проверять натяжение цепи следует перед каждым выездом. Если цепь новая, как правило, ее не требуется подтягивать первые 5 тыс. км. Регулировка натяжения цепи производится, когда мотоцикл стоит на задней (под маятник) или боковой подставке. Свободный ход цепи измеряется между крайними точками провисания в середине нижней части цепи. Величина свободного хода:
•25-30 мм для спортивных мотоциклов/стритов/туристов.
•45-50 мм для эндуро и кроссовых мотоциклов.
Цепь в крайней верхней позиции не должна доставать до маятника. Если же она будет доставать до маятника, то при торможении двигателем начнет вытиратся резиновая защита, а затем и металл маятника.
Слишком натянутая цепь будет сильно и неравномерно изнашиватся.
По мере износа цепи может появится неравномерность ее провисания (натяжения). То есть в одном месте цепь провисает на 20 мм, а после проворота колеса становится натянутая, как струна. Такую цепь и звезды следует как можно быстрее заменить. Ударные нагрузки на опорный подшипник выходного вала КПП от такой цепи могут достигать 1 тонны.
Если же цепь приходится подтягивать чаще, чем каждые 500 км — это верный признак ее полного износа.
ПОМНИТЕ! Нерегулярно обслуживаемая цепь может, как в эффекте домино, потянуть за собой замену звезд, опорных подшипников, силовых элементов. О том, к каким последствиям может привести обрыв цепи, лучше и не вспоминать.
Обслуживайте цепь вовремя, и она будет ходить у вас долго!