О сайте | Модели | Спецификация | Обслуживание | Полезное | Форум | Библиотека |

 

Главная / Библиотека / Забытая шестидневка /

Диалог двух заинтересованных лиц — старшего тренера ЦК ДОСААФ СССР мастера спорта международного класса Г. ШУЛИКА и редактора отдела спорта «За рулем» Б. ЛОГИНОВА

 

Б. Л. Так случилось, Григорий Иванович, что у нас обоих очень многое связано с мотоциклетными шестидневными соревнованиями. Ты как спортсмен состоялся именно в этой дисциплине мотоспорта — многократный чемпион РСФСР и СССР, член сборной команды страны, участник чемпионатов Европы и шестидневок Международной мотоциклетной федерации, обладатель золотой и серебряной медалей ФИМ. Я же свою журналистскую работу начинал с освещения в печати именно этих соревнований. Не пропускал ни одного чемпионата страны, мне довелось выезжать в составе наших делегаций за рубеж на шестидневки ФИМ. До сих пор вспоминаю те поездки с особым чувством, потому что прикасался к событиям, равных которым нет в международной мотоспортивной жизни.

Г. Ш. Я тоже разделяю эту точку зрения. В Уставе ФИМ цель федерации сформулирована так: развитие мотоспорта и мотоциклизма. Ни одно соревнование столь тесно не сочетает эти два понятия, как шестидневка. Она собирает наибольшее количество команд и участников. Мне после долгого перерыва довелось в 1988 году побывать на шестидневке в Польше, правда, на этот раз уже не в качестве спортсмена, а наблюдателя. Там, как и в прежние годы, стартовало более трехсот спортсменов, 24 команды, в том числе от Канады, США, Перу. Как и всегда, присутствовало руководство ФИМ, все мотоциклетные фирмы мира прислали своих представителей. Помимо чисто спортивной стороны можно было увидеть и новейшую технику, новые покрышки, шлемы и многое другое. Не случайно шестидневку часто называют мотоолимпиадой.

Б. Л. Боюсь, что многие читатели, особенно молодые, могут запутаться в терминологии. Шестидневка, многодневка, мотоолимпиада, мотомногоборье, эндуро — по существу разные названия одного и того же соревнования. Оно старейшее в календаре ФИМ: в прошлом году ему исполнилось 70 лет. Если допустимы сравнения, то это своего рода аналог ралли, но только на мотоциклах. Наверно немногие сегодня знают в чем суть шестидневки. Непросто преодолеть, ориентируясь по специальной разметке, трассу не в одну сотню километров, в основном по бездорожью, по горным тропам, а также стартовать в дополнительных скоростных испытаниях. И так шесть дней. Основные узлы и детали мотоцикла опломбированы, помощь со стороны механиков запрещена. Это серьезнейшее испытание на выносливость и универсальность спортсмена, надежность машины.

Г. Ш. Понимаю. Нынешнему читателю эти пояснения нужны: о многодневке стали забывать. А ведь она, как говорят, всему голова в мото-спорте. И не только по стажу и значимости в мировом мотоспорте. Многие виды мотоциклетных соревнований появились благодаря шестидневке. У нас в стране она под названием мотомногоборья ведет начало с 1956 года. Именно многоборцы первыми из советских автомотоспортсменов выехали в том же сезоне за рубеж на международные соревнования. Дважды сборная СССР занимала третье место в борьбе за главный приз — «Международный трофей», шесть раз была четвертой. Но главное даже не в местах и медалях, которые, кстати, не раз привозили наши мастера — В. Адоян, А. Егоров, Э. Кирсис, В. Пылаев, В. Тюрин, В. Горулько, Р. Решетнике, 8. Семин, С. Ястребов, всех не назовешь. Ведь поначалу мы выступали на отечественных ИЖах и «ковровцах». Наши заводы создавали и совершенствовали машины для шестидневок. К концу 60-х годов они по многим параметрам, исключая, пожалуй, вес, приближались к зарубежным образцам. А это значит, что сносная по тем временам техника была и у представителей других видов мотоспорта, того же кросса, — шестидневный мотоцикл является базовым для многих моделей, в том числе и дорожных.

Б. Л. Ты не поймал себя на мысли, что мы все время говорим о прошлом? Уже давно наши спортсмены не выступают в мотоолимпиадах, из-за чего престиж ФМС СССР серьезно пострадал в Международной мотоциклетной федерации. Тогда до конца 60-х годов, казалось, ничто не мешает советским спортсменам выезжать на шестидневки. Все расходы, и валютные в том числе, заводы брали на себя. И вдруг все рухнуло. Ты тогда был одним из лидеров сборной команды. Почему похоронили шестидневку?

Г. Ш. Если память мне не изменяет, в 1971 году в Центральном автомотоклубе состоялось совещание с безобидным, как мне тогда казалось, вопросом: на чем дальше выступать — ИЖах или ЯВАХ, появившихся до этого в сборной и в некоторых клубах? Я имел лучший результат — общее седьмое место в чемпионате Европы, кстати, на ИЖе. Но мне хотелось большего, уверен был, что ЯВА лучше. Вот и проголосовал за нее. Выходит, что сам руку приложил к прекращению выездов на шестидневки и свертыванию на наших заводах работ по созданию современных спортивных машин.

Б. Л. Я не стал бы преувеличивать твою и других спортсменов вину а этом деле. Все решила необъяснимая до сих пор позиция тогдашних руководителей ЦК ДОСААФ и Центрального автомотоклуба. С их подачи в автомотоспорте стали всем соревнованиям придавать дополнительно военно-прикладную направленность. На разных уровнях обсуждалось, как совместить ралли, кросс, другие виды со стрельбой и гранатометанием. Некоторые специалисты даже побаивались, что мастерам спидвея придется открывать прицельный огонь прямо на треке. И в этой дискуссии забыли о том, что мотомногоборье по своей сути без всяких добавок самый что ни на есть военно-прикладной вид спорта. Здесь выступают рыцари многих качеств: с недюжинной физической силой, выносливостью, самодисциплиной. Прибавим сюда совершенное знание мотоцикла, умение подготовить его к любым погодным условиям, устранить, если понадобится, без помощи других неисправность, ориентироваться на местности, преодолевать любые препятствия на трассе. Казалось бы, кому как не ДОСААФ, призванному готовить пополнение для армии, самое пристальное внимание уделить мотомногоборью. Случилось же все наоборот. В 1976 году чемпионаты страны стали проводить в пять дней, с 1977-го — в три, с 1980-го — в два. А главное, понятно, проведение таких соревнований связано с немалыми организационными трудностями, но нельзя же действовать по принципу: делать то, что требует меньших усилий.

Г. Ш. После того, как мы лишились финансовой поддержки заводов, стали сворачивать международные еыез- ды на многодневки. В 1974 году выступали в трех из пяти этапов личного чемпионата Европы, где я занял общее шестое место на ЯВЕ, и на шестидневных соревнованиях ФИМ в Италии. Там Э. Рамонас завоевал золотую медаль, а мне досталась серебряная. На этом все кончилось. Особенно обидно было, что лидерам мы проигрывали тогда какие-то секунды.

Б. Л. Если не считать двухлетнего участия наших многодневщиков в Кубке дружбы, то все остальные годы были потрачены впустую. Свидетельство тому — итоги первого после долгого перерыва выезда нашей сборной в прошлом сезоне на этап чемпионата Европы в Чехословакию, где все советские участники, стартовавшие на машинах ИЖ, не закончили дистанцию.

Г. Ш. Говоря откровенно, этот выезд вообще был бы невозможен, если бы не спонсорство производственного объединения «Запорожтрансформатор». Помимо основной продукции, оно выпускает пластмассовые изделия для защиты корпуса гонщиков — пояса, наплечники, налокотники — и очень заинтересовано в их экспорте. Что касается спортивных результатов, то они закономерны — столько лет не участвовали в серьезных международных соревнованиях. Но гораздо важнее результатов другое: не на словах, а на деле вновь появилась заинтересованность ижевского мотозавода в многодневке.

Б. Л. Мне кажется, разговор перешел на мажорные ноты. Есть ли для этого основания? Не выдаем ли желаемое за действительное?

Г. Ш. Я стараюсь быть оптимистом. Надежду вселяет то, что в Ижевске создан вполне современный мотоцикл класса 500 см для шестидневки. Мощность его двигателя 52—54 л. с. В принципе он устраивает спортсменов, требуется доводка, повышение надежности. В 1991 году машина пойдет в серию с ежегодным выпуском 2000 штук. Она уже опробовалась в другом варианте — с ковровским 250-кубовым двигателем. Да и ковровчане, похоже, тоже обращают свои взоры к шестидневке. Так или иначе в плане нынешнего года намечены выезды на этапы чемпионата мира, который до последнего времени был только европейским, и на шестидневку ФИМ в Швецию.

Б. Л. Конечно, хотелось бы, чтобы наши спортсмены выступали в этих соревнованиях только на отечественных мотоциклах, но пока это нереально.

Г. Ш. Я твердо придерживаюсь такого мнения: советский мотоцикл, хотя бы один, должен быть представлен, иначе мы по-настоящему не заинтересуем заводы.

Б. Л. Так что, подводя итог, констатируем: появились реальные предпосылки для возвращения советских спортсменов на зарубежные трассы. Проблем, о которых ты говорил, много. Дополню еще одной. Мы не подготовим высококлассных мотоциклистов, если они будут сидеть на голодном пайке в виде одного-двух соревнований в год у себя в стране, и то по сокращенной программе. Необходимо расширить календарь кубками заводов, других заинтересованных организаций. Пора возвращать долги самому престижному мотоциклетному соревнованию в мире, участие в котором — дело чести любой национальной федерации.

Логинов Б. Забытая шестидневка. - "За рулем", 1990, #5. С.14


галерея

Супер-Шерпа 2001 KL250-H5c
Автор: Galka

все фото »

 

новости

25.07.2012

Техобслуживание Kawasaki Super Sherpa / график регламентных работ

подробнее

 

15.11.2011

Сравнение мотоциклов двойного назначения 250сс от Хонда и СуперШерпы по основным ТТХ

подробнее

 

06.11.2011

Впервые в России - СЕРВИС-мануал на KL250G/KL250H, 330 страниц

подробнее

 

все новости  »

 

© Copyright 2008-2019