О сайте | Модели | Спецификация | Обслуживание | Полезное | Форум | Библиотека |

 

Главная / Библиотека / С эльбрусом на Эльбрус /

С «Эльбрусом» на Эльбрус


На фото: Алексей  Берберашвили   Один из моментов штурма Эльбруса.

 

Поздравляем восхождением вершину Эльбруса на мотоцикле. Ваш мужественный подвиг будет иметь  большое значение в суровой борьбе человека за покорение горных вершин.
Академик ФЕДОРОВ

Примите искренние поздравления от Эльбрусской экспедиции ЛГУ. Ваше героическое мотоциклетное восхождение на Эльбрус, помимо рекордного значения, открывает возможность транспортного обеспечения научной работы в высоко­горье.
Доктор физ-мат. наук професор РОДИОНОВ

Такой  рекорд невозможно  побить поздравляем выдающимся достижением! Впервые покорена вершина Эльбруса на мотоцикле!
Заслуженные мастера спорта СЕВАСТЬЯНОВ, СОКОЛОВ, ПЫЛАЕВ, КУЛАКОВ.

У всех этих телеграмм одни адрес — «Нальчик, Алексею Берберашвили». Свыше ста поздравлений получил этот человек, сумевший с помощью мотоцик­ла подняться на высочайшую вершину Кавказа (см.  «За рулем» № 10 за этот год).
Недавно инженер, мастер спорта Алексей Павловки Берберашвили приезжал в Москву и был гостем нашей редакции. Мы попросили его рассказать об этом необычном восхождении.

Вы, наверное, слышали шуточную туристскую песенку: «Умный в гору не пойдет, умный гору    обойдет».
Но,  право же,  когда я впервые поднялся пешком к Приюту одиннадцати, эти слоаав мне не    показались просто шуткой. Мы так устали, что даже изумительные картины Кавказа не радо­вали нас.

А как же геологи, спасате­ли, связисты. — подумал я. Для них горы — рабочая площадка. Как же они по многу раз взбираются с тя­желыми рюкзаками? И по­чему бы не попробовать въехать сюда?

Позже в Высокогорном геофизическом института (ВГИ), куда я перешел на ра­боту, директор института профессор Г. Суланвелидзе показал мне различные самовытаскиватели, цепные устройства и другие приспо­собления для горного транс­порта. Оказывается, уже не раз пытались покорить Эльбрус на колесах. Запускали наверх и танкетку, и авто­мобили, но они высоко не поднимались. Теперь пред­стояло испробовать мото­цикл.

Долго рассказывать о том, как мы во главе с заслу­женным тренером СССР альпинистом X. Залихановым (он был заместителем дирек­тора ВГИ) готовили восхож­дение. Два года отвоевывали у вершины один плацдарм за другим. Два года конструиро­вали высокогорный мотоцикл. Мы назвали его «Эльбрус-1». Он сделан на базе послевоенного M-1E. Старые мотоциклисты должны пом­нить эту модель. Двигатель форсирован нами до 9 сил и рассчитан на переменную — от в до 18 — степень сжатия. Мотоцикл снабжен устройст­вами для автоматического отключения зажигания и ре­гулировки качества смеси. Все рычаги управления перенесены на руль. Устано­вили легкосъемные лыжи, два бензобака — для бензи­на Б-70 и спиртовой смеси, покрышки зашиповали.

Много позже, после нашего восхождения, я читал сооб­щения зарубежных агентств о том, что Берберашвили до­вел дело до конца, несмотря на двадцатидвухградусный мороз, сильный ветер и гу­стые облака. Все это так. Но непогода нами вовсе не пла­нировалась. Мы поднимались к «стартовой площадке» — Приюту одиннадцати, и над нами было теплое голубое небо. Но поди знай, что уго­товят тебе горы. Как дири­жабль на приколе, всегда стоит у самой вершины Эль­бруса облако. Оно-то и раз­разилось ливнем в ночь пе­ред восхождением. Похоло­дало, дождь сменился сне­гом, и закрутила такая ме­тель, какую увидишь разве зимой, да и то не н Кав­казе.

Только через два дня ста­ло тише. И тогда наша груп­па — начальник горноспаса­тельной службы Борис Джапуев,  радист-механик Иван Суима, инженер Александр Гутиев и я — решили двинуться к вершине.

Ребята вышли раньше, а я через час, вслед за ними. Дул холодный ветер. Прямо над головой космы серых облаков. Хорошо, что альпинисты снабдили нас на При­юте теплой одеждой и спе­циальной обувью.

Начинаю подниматься. Мо­тор — как часы. Мотоцикл послушен, сильно тянет вверх. Обогнал ребят. До скал Пастухова добрался быстро. Стал, чтобы подо­ждать группу, и почувство­вал нестерпимую боль в но­ге. Глянул и ахнул. Где-то в пути отлетела подошва. Видно, хозяин ботинка пере­сушил его на костре. А мо­роз — около двадцати. Что делать? Не спускаться же вниз. Положил ногу на го­рячий цилиндр, грею. Подо­шли ребята, двинулись даль­ше.

Ехать стало тяжелее. Лед ноздреватый, весь в ямах, мотоцикл бросает, того и гля­ди вырвет шипы. Скорее бы добраться до седловины. А тут еще надо останавливать­ся и отогревать ногу.

Хорошо, думаю, нет здесь Кахиани — друга по нашим прежним восхождениям. Он бы лег костьми, но не пустил бы ки вершине: «Сели обла­ка — ехать нельзя» — тако­во его правило. Кахиани можно верить. «Тигр скал», как называют его альпини­сты, покорял Джомолунгму и другие вершины, а паль­цы на ноге потерял здесь, на родном Эльбрусе. Он-то зна­ет его повадки и скверный характер.

Холодный туман спрятал вехи, которые поставили ре­бята. Страшнее всего поте­рять направление. Снова об­гоняю группу. Теперь указа­телей нет. Сам осторожно выбираю дорогу. Наконец — седловина. Можно перевести дух. Товарищи сейчас подой­дут, и начнется последний, самый трудный этап вос­хождения. Мы заранее наме­тили путь: по пологому скло­ну к самой вершине тянется широкая полоса, свободная от трещин. Сейчас ее не видно.

...Шквальный ветер пре­граждает путь. Я напрягаю все тело, впиваюсь в руль, но двигаться нельзя. Наш план срывается. На миг солнце разрывает облака, и все мы видим вершину. Со­всем рядом. Неужели отсту­пать? Смотрю ниа товари­щей — никто нев колеблет­ся. Решаем идти напрямик, атаковать в лоб. Джапуев будет прокладывать трассу, другие страховать.

И началось самое трудное. Подъем крутой, мотоцикл выходит из повиновения. Дышать трудно, каждое дви­жение вызывает одышку.

Последние сотни метров даются невероятным трудом. Неожиданно машину бросает вправо, и я замечаю. что со­всем близко край пропасти. Облака прикрывают верши­ну, и мы не видим, сколько опасностей вокруг.

Уже рассвело, когда «Эльбрус-1» на полном газу взял последний метр и замер на вершине. Мне показалось, что ударил гром. На самом деле это горное эхо подхва­тило наше радостное «ура». Ребята бросились качать меня,   целуемся  от  радости.

18 августа 1966 года в 9 часов 35 минут мы достиг­ли восточной вершины Эль­бруса. Мотоцикл оставили там, в память о первом вос­хождении.

А потом все было уже просто. Радостная встреча внизу, объятия, поздравле­ния.

Знаю, что есть и такие, кто рассуждает примерно так: «Ну кому это нужно та­щиться на Эльбрус с мото­циклом? Человек решил на­шуметь, произвести сенса­цию».

Что ответить? Вот выписка из официального докумен­та — приказа по институту об итогах испытания: «Мото­цикл «Эльбрус-1» является вполне удовлетворительным видом транспорта для гор­ных условий. Им могут поль­зоваться с успехом горные спасатели, альпинисты, на­учные сотрудники, связи­сты».

Вот, собственно, и все. Теперь мы конструируем более мощный высокогорный мотоцикл. Он будет с лебедкой и сможет буксировать сани с людьми или грузом. У него хватит «сил», чтобы вознести мотоцикли­ста от подножья Эльбруса до его вершины без остановок.

"За рулем" № 12, 1966 г.


галерея

Супер-Шерпа 2001 KL250-H5c
Автор: Galka

все фото »

 

новости

25.07.2012

Техобслуживание Kawasaki Super Sherpa / график регламентных работ

подробнее

 

15.11.2011

Сравнение мотоциклов двойного назначения 250сс от Хонда и СуперШерпы по основным ТТХ

подробнее

 

06.11.2011

Впервые в России - СЕРВИС-мануал на KL250G/KL250H, 330 страниц

подробнее

 

все новости  »

 

© Copyright 2008-2019