О сайте | Модели | Спецификация | Обслуживание | Полезное | Форум | Библиотека |

 

Главная / Библиотека / Мотоциклетное многоборье /

Пятнадцать лет назад в Центральном автомотоклубе собралась группа самых опытных спортсменов-мотоциклистов. Предстоял выезд в Польшу на соревнования «Татранский рейд». Будущее выступление   казалось всем  слишком простым и малоинтересным. В самом деле, что это за состязания, где не нужно обгонять соперников, где существуют какие-то графики и средние скорости движения. Иное дело кросс. А тут и мастерство показать негде.

С таким настроением и отправились. А возвращались обескураженными. Команда сошла почти в полном составе. Все испытали на трассе «Татранского рейда» наши спортсмены: и езду по горным кручам, и бешеную гонку по асфальтовым дорогам. Никогда еще не приходилось им проверять свое мастерство по столь обширной и разнообразной программе.

Это было первое выступление советских гонщиков в международных многодневных соревнованиях, получивших у нас впоследствии название «мотомногоборье».

Многодневки занимают, пожалуй, са­мое почетное место в спортивном ка­лендаре Международной мотоциклетной федерации. Потому что нет другого испытания, которое по такой обширной программе выявляло бы физи­ческие качества спортсмена, его технические знания, навыки вождения машины в любых условиях и по любым дорогам и, кроме этого, по самой строгой мерке испытывало надежность и ходовые качества мотоциклов. Не случайно шестидневные соревнования ФИМ, или, как их иногда называют, мотоолимпиады, ежегодно становятся крупнейшим событием международного спортивного сезона, привлекают не только сильнейших гонщиков многих стран, но и ведущих конструкторов мотоциклетных заводов, а также пред­приятий, выпускающих шины, топливо и разные мотоциклетные «принадлежности». Не случайно и то, что в этих соревнованиях каждый финишировавший спортсмен награждается медалью — золотой, серебряной, бронзовой в зависимости от показанных результатов.

У мотомногоборья много общего с автомобильным ралли. В основе обоих соревнований заложен принцип регулярности движения. Те же закрытый парк, пункты контроля времени, средние скорости движения и дополнительные скоростные испытания. И оценки результатов очень схожи: за каждую минуту опоздания гонщику начисляется штрафное очко. Но у мотоциклетной многодневки есть и свои особенности. Трасса, обычно составляющая 1500— 1800 километров, пролегает, как правило, ло труднопроходимым дорогам, причем до самого старта гонщик не знает, что ему встретится в пути — дистанция секретна и все сведения о ней можно почерпнуть лишь из карты, которая выдается каждому спортсмену накануне очередного дня соревнований. Гораздо строже, чем в авто­ралли, и технические требования к машинам. Основные детали и узлы мотоцикла перед началом многодневки маркируются и, значит, не могут быть заменены.

Все это предъявляет   к   подготовке многодневщика высокие требования. Ежедневно он находится в пути по 7—8 часов. Порой ему приходится толкать выбившуюся из сил машину, преодолевать броды стремительных рек, мчаться по дорогам, где движется обычный транспорт. И на каждом этапе его еще ждет либо кросс, либо скоростной подъем, либо разгон, либо шоссейно-кольцевая гонка.

Далеко не каждый спортсмен-мотоциклист может быть многоборцем. В 1964 году в составе команды Бельгии на международные шестидневные соревнования ФИМ приехал чемпион мира по мотокроссу Ж. Робер. Его выступление ожидалось с большим интересом, и очень многие специалисты прочили сильнейшему мастеру кросса успех и на трассе многодневки. Но уже на второй день стало ясно, что этим прогнозам не сбыться. На пунктах контроля времени Робер появлялся весьма экзотично: с его плеч свешивалось крыло от переднего колеса, а сзади» словно охотничье ружье, воинственно торчал оторвавшийся глушитель. Машина прямо-таки на глазах разваливалась под азартным бельгийцем. На третьем этапе он выбыл из соревнований. Робер допустил самую грубую ошибку: не рассчитал, что выступать ему нужно не один, а шесть дней, что все это время гонщик и машина должны составлять единое целое.

Да, хороший многоборец совмещает в себе качества кроссмена и кольцевика со знаниями техника-механика. Каждую секунду ему необходимо на слух точно знать «самочувствие" мотоцикла, уметь ездить так, чтобы не обострять появившиеся у него вдруг «недуги".

В нашей стране за эти пятнадцать лет выросло много отличных многоборцев — заслуженные мастера спорта В. Пылаев, Р. Решетнике, мастера спорта А. Дежинов, Г. Чащипов, Э. Кирснс, A. Егоров,    В. Фалалеев,     В. Адоян, B. Дарвин, Л. Воронович, В. Горулько, А. Козырчиков, С. Чирцев и другие. На счету каждого из них по нескольку золотых медалей ФИМ, завоеванных на мотоолимпиадах.

Шестидневка ФИМ — одно из старейших международных состязаний, ко­торое проводится с 1919 года. В борьбе за главный приз — «Всемирный трофей» чаще всего — 16 раз — успеха добивались английские гонщики. Они же 10 раз становились обладателями второго по значению приза — «Серебряной вазы». Однако с 1952 года на трассах шестидневок происходит перестановка сил. Успехи мотоциклетной промышленности Чехословакии и Германской Демократической Республики вывели гонщиков этих социалистических стран в бесспорные лидеры многодневных соревнований. По сути дела, все последние мотоолимпиады заканчивались победой команды либо ГДР, либо Чехословакии. На последней, 45-й шестидневке оба приза достались чехословацким мотоциклистам. Кстати, на этих соревнованиях национальным командам, оспаривающим главный приз, разрешалось выступать на мотоциклах производства любой страны, а не только на отечественных, что было непреложным условием на протяжении десятилетий.

Спортсмены ГДР и ЧССР успешно выступают и в другом крупном международном соревновании мотомногоборцев — личном первенстве Европы по двухдневным триалам, состоящем из пяти этапов на трассах разных стран.

Советские гонщики в борьбе за «Всемирный трофей» не поднимались выше третьего места. Одна из главных причин этого — недостаточная   популярность мотомногоборья в нашей стране. Впервые чемпионат Советского Союза по многодневке был проведен в 1955 году, и хотя с тех пор прошло немало лет, соревнования не получили такого широкого распространения, как в Чехословакии или в ГДР, где почти каждые субботу и воскресенье устраиваются открытые первенства на призы заводов, городов, спортивных обществ.

Скудость календаря по мотомногоборью, который ограничивается, по сути дела, чемпионатами СССР, РСФСР и еще некоторых республик, тормозит развитие увлекательного, имеющего важное прикладное значение соревнования.

Именно многоборье в первую очередь способно решить проблему массовости в мотоспорте. Потому что оно одновременно сложно и доступно. Упростив программу и трассу, можно сделать его таким спортивным испытанием, в котором с удовольствием попробуют свои силы начинающие спортсмены, и в первую очередь владельцы личных мотоциклов. В этом убеждает и некоторый опыт проведения подобных соревнований. В нынешнем году состязания на личных машинах уже состоятся как всесоюзные, с официальной «пропиской» в спортивном календаре. Может быть, такие сравнительно простые однодневные старты привлекут на трассы тысячи мотоциклистов, и многоборье на этой основе станет по-настоящему массовым, популярным соревнованием.

Б. ЛОГИНОВ

"За рулем", #6, 1971


галерея

СуперШерпа KL250-H6-0
Автор: Galka

все фото »

 

новости

25.07.2012

Техобслуживание Kawasaki Super Sherpa / график регламентных работ

подробнее

 

15.11.2011

Сравнение мотоциклов двойного назначения 250сс от Хонда и СуперШерпы по основным ТТХ

подробнее

 

06.11.2011

Впервые в России - СЕРВИС-мануал на KL250G/KL250H, 330 страниц

подробнее

 

все новости  »

 

© Copyright 2008-2019