О сайте | Модели | Спецификация | Обслуживание | Полезное | Форум | Библиотека |

 

Главная / Библиотека / Мотоциклетное многоборье /

Мотоциклетное многоборье. О дополнительных соревнованиях в многодневке.

За последние годы организаторы международных многодневных соревнований все чаще стали отходить от традиционной схемы многодневки, включавшей дорожные испытания и заключительную шоссейно-кольцевую гонку. Например, в трехдневном «Татранском рейде», который ежегодно проводит Польский союз мотористов, шоссейно-кольцевая гонка заменена «классической ездой» — специаль­ным соревнованием на мастерство вождения (суть его заключается в том, что­бы провести мотоцикл по сложному участку, не касаясь ногами земли).

В четырехдневке, ежегодно организуемой в ГДР, дорожные соревнования были усложнены участками классической езды, а вместо кольцевой гонки проводился так называемый «скоростной подъем».

Наконец, на самых крупных соревнованиях этого рода — XXXV шестидневке ФИМ в Австрии — дорожный этап включал целый комплекс дополнительных состязаний: на разгон-торможение, скоростные  подъемы  и кроссы. При этом сохранялась и заключительная шоссейно-кольцевая гонка.

Такое усложнение многодневных соревнований, превращающее их, по сути дела, в мотоциклетное многоборье, преследует определенную цель — придать им более спортивный характер, повысить требования к мастерству участников. Разберем подробнее каждый из видов дополнительных соревнований.

«КЛАССИЧЕСКАЯ   ЕЗДА»

Как мы уже сказали, классическая езда — это проверка мастерства вождения мотоцикла на труднопроходимых участках.

Для классической езды может быть выбран подъем и спуск со щебенчатым или травяным покрытием и выступающими корнями деревьев, высохшее русло ручья, берег реки с каменистым и песчаным грунтом и т. п. Однако эти участки при всей их сложности не должны быть опасными, т. е. включать крутые обрывы, глубокие броды, трамплины. Длина участков классической езды в зависимости от их характера и рельефа может быть от 50 до 100 метров при ширине 2—4 метра (схема 1). Участок может состоять из двух отрезков по 30—50 метров, соединенных небольшой незачетной полосой. В этих случаях по решению организаторов соревнования отрезки рассматривают или как один общий участок, или как два отдельных.

Все участки классической езды обозначаются в маршрутных картах и размечаются на трассе. Разметка участка по ширине  осуществляется  специальными цветными флажками или стойками, расставленными с интервалом 1,5—2 метра.

Спортсмену разрешается остановить­ся перед учестком для его осмотра, наблюдать, как преодолевают его другие гонщики.

Каждый такой участок обычно обслуживают три судьи — старший судья и секретарь находятся в конце участка и один судья в начале его. Остановимся несколько подробнее на организации судейства  классической  езды.

Оценивается здесь только качество езды без учета времени, затраченного на преодоление участка. Судьи для показа штрафных очков, начисляемых участникам за нарушения, имеют по две указки белого цвета с черными цифрами на них — 0 и 1; 5 и 10 (по одной цифре с каждой стороны).

Штрафные очки начисляются по следующей шкале:

  • касание ногой земли один раз -  1;
  • касание ногой земли более одного раза (два, три и т. д.) -   5;
  • остановка на участке с касанием земли обеими ногами, падение, сход с мотоцикла и т. п. - 10.

В тот момент, когда спортсмен въезжает на участок (заднее колесо мотоцикла пересекло линию начала участка), судья подает сигнал старшему судье, поднимая указку с цифрой 0. Затем при каждом нарушении он показывает цифру, соответствующую количеству штрафных очков. Старший судья вначале дублирует своей указкой цифры, показанные первым судьей, а затем, по мере приближения гонщика, сам определяет и показывает начисляемые ему очки. После этого он быстро суммирует очки и при выезде спортсмена с участка показывает ему результат. Секретарь записывает это в протоколе.

ПОДЪЕМ НА ГОРУ И КРОСС

Эти соревнования относятся к скоростным, т. е. оценка результатов в них производится по времени, затраченному на прохождение трассы.

В этих соревнованиях применяется система зачета, по которой за лучшее время, показанное на участке в данном классе, спортсмену начисляется 360 положительных очков. Всем остальным участникам положительные очки определяются по формуле:
(лучшее время / достигнутое время) * 360

В организации скоростных соревнований — подъемов и кроссов много общего. Поэтому их можно рассмотреть здесь вместе.

Трассы для подъема подбираются различной крутизны и протяженности. Они могут включать и горизонтальные отрезки. Желательно, чтобы участок скоростного подъема был частью общей трассы дорожных соревнований.

Грунт крутых подъемов должен обеспечивать хорошее сцепление с колесами мотоцикла. Подъемы же большой протяженности и небольшой крутизны могут иметь самое разнообразное покрытие. Крутизна подъема должна быть такой, чтобы опытный спортсмен мог преодолеть его, не сходя с мотоцикла. Длина участка скоростного подъема зависит от его крутизны и грунта, она может колебаться от 300—500 метров до 5—6 километров. Ширина трассы нигде не должна быть меньше 2 метров. Так, трасса скоростного подъема XXXV шестидневных соревнований проходила по узкому, извилистому горному шоссе, круто поднимавшемуся вверх. Покрытие его постепенно ухудшалось к вершине: на нем появлялись ухабы, выбоины, даже канавы.

Трасса кроссового участка также должна быть частью трассы дорожных соревнований. На той же многодневке в Австрии тринадцатикилометровый кроссовый участок начинался на вершине горы высотой в 1100 метров, шел по грязной извилистой дороге, затем спускался в горную долину и оттуда поднимался вверх. Подъем проходил по грунтовой горной дороге и имел каме­нистое покрытие вперемежку с песком и глиной. Выступавшие корни деревьев и большие валуны местами оставляли для проезда лишь узкую полоску. По­сле подъема трасса снова уходила вниз по горно-лесным дорогам, а перед финишем опять устремлялась вверх.

Трасса кросса может быть линейной или кольцевой. Длина трассы не должна превышать 5—10 км при ширине не ме­нее двух метров. Размечается она так же, как и трасса дорожных соревнований, но указатели устанавливаются ча­ще, дороги для постороннего движения перекрываются.

Охарактеризованные здесь трассы скоростных соревнований по своей сложности рассчитаны на сильнейших гонщиков. Задача организаторов много­дневок заключается в том, чтобы подо­брать такие трассы, которые соответ­ствовали бы масштабу состязаний, спор­тивной классификации участников, со­стоянию машин и т. д. Очень сложная трасса может затянуть соревнования, вызвать большой сход участников, слишком легкая — не позволит доста­точно хорошо выявить мастерство гон­щиков, снизит эффект многодневки.

Местонахождение скоростных участ­ков указывается в схемах трассы. Старт скоростного участка располагается за пунктом KB (по ходу движения) и дополнительно оборудуется, как это показано на схеме 2: наносится стартовая линия, устанавливается оборудование для хронометража и работы секретариата. В непосредственной близости от старта отводится место для мотоциклов участников.

В конце скоростного участка оборудуется финиш, который связан со стартом телефоном.

Участники стартуют группами. Старт дается с заведенным двигателем. Хронометраж осуществляется любым методом с использованием радио или телефонной связи. На старте в контрольной карте спортсмена можно не делать никакой отметки, однако на финише судья обязан сделать соответствующую запись в контрольной карте участника.

Время, затраченное на скоростной участок, нейтрализуется и в основном графике дорожных соревнований не учитывается.

РАЗГОН-ТОРМОЖЕНИЕ

Этот вид соревнования также относится к скоростным. Участок для выполнения разгона-торможения (схема 3) выбирается на прямом отрезке шоссе с гладким бетонным или асфальтовым покрытием длиной 400—500 метров. Ширина участка ограничивается проезжей частью шоссе.

Старт и финиш обозначают хорошо видимыми линиями,   тумбами   или   полотнищем. Через каждые 100 метров по всему участку (на обочине) устанавли­вают ярко окрашенные тумбочки (или флажки), которые служат ориентиром для участников.

К линии финиша примыкает зона остановки длиною 2 метра. Ее выделяют яркой краской и далее через каждый метр наносят линии, на концах которых ставят цифры от единицы до восьми.

Старт индивидуальный, с места и с заведенным двигателем. Хронометраж — любой, обеспечивающий точность. В зависимости от способа хронометража изменяется количество и расположение судейского состава.

Участник должен по возможности в минимальное время преодолеть зачетный участок и остановить мотоцикл точно в двухметровой зоне.

Если участник показал лучшее время в своем классе и остановил мотоцикл точно в двухметровой зоне, он получает 360 положительных очков. Остальные результаты определяются по указанной выше формуле. При неточной остановке мотоцикла количество набранных участником очков (по формуле) уменьшается на два за каждый метр сверх разрешенной двухметровой зоны остановки.

Если мотоцикл остановлен на расстоянии более 10 метров от линии финиша, участнику прибавляют к показанному им времени 10 секунд (иными словами, это время ухудшается на 10 секунд).

**

В многодневные соревнования 1961 года, которые входят в программу Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта, также включены дополнительные состязания: разгон-торможение, подъем в гору (скоростной подъем) и кросс. Организация их — дело не сложное. Очень важно при этом, как уже указывалось, правильно выбрать трассу. Необходимо учитывать возможность привлечения зрителей. Поэтому лучше использовать трассы, расположенные в парках или пригородной зоне с хорошими подъездными путями, куда обычно приходит много людей.

В. ДРОБИЦКИЙ,
главный тренер ЦАМК СССР.

"За рулем", 1961, #5. С. 8


галерея

Супер-Шерпа 2001 KL250-H5c
Автор: Galka

все фото »

 

новости

25.07.2012

Техобслуживание Kawasaki Super Sherpa / график регламентных работ

подробнее

 

15.11.2011

Сравнение мотоциклов двойного назначения 250сс от Хонда и СуперШерпы по основным ТТХ

подробнее

 

06.11.2011

Впервые в России - СЕРВИС-мануал на KL250G/KL250H, 330 страниц

подробнее

 

все новости  »

 

© Copyright 2008-2019