О сайте | Модели | Спецификация | Обслуживание | Полезное | Форум | Библиотека |

 

Главная / Библиотека / Автомобильный спорт в старой России и СССР /

Мото-пробег Москва - Петербург в 1906 г. Перед началом пробега.

ИСТОРИЧЕСКОЙ датой начала механиче­ского спорта является у нас 11 октября 1898 г. В этот день в Петербурге состоя­лось первое соревнование на механиче­ских экипажах с бензиновым двигателем.

По старой русской пословице — «первый блин комом», это соревнование прошло отчасти «комом», и только благодаря громадной настойчивости участников оно было осуществлено.

Первоначально соревнование было назначено на 4 октября, но из-за организационных неувя­зок было перенесено на 11 октября. За это время выпал снег и установилась санная дорога, по­этому соревнование происходило в тяжелых усло­виях для машин того времени.

В виду этих условий из четырнадцати записав­шихся участников на старт явилось только семь: шесть трехколесных экипажей и один четырех­колесный фирмы «Бенц» 6,5 л. с.

Соревнование происходило между станцией Александровской и Стрельной.

Результаты этого исторического соревнования были следующие: 1. Беляев — средняя часовая скорость 29,4 км., 2. Мерль — 25,8 км., 3. Степа­нов—25,2 км., 4. Шнейдеров—22,2 км., и 5. Шпан, шедший вне конкурса — 20,8 км. Люде  и Мази дистанции не окончили.

Несмотря на незначительную, по сравнению с современной, скорость, первое соревнование не обошлось без несчастного случая для участ­ников. Люде выбыл из соревнования из-за столк­новения с повозкой, а Мази, по сообщению прессы того времени, «оставил состязание вследствие выпавшего винтика, необходимого для действия мотора». Эта первая неудача для Мази не по­мешала ему впоследствии быть одним из лучших спортсменов по механическому спорту и победите­лем на ряде соревнований того времени.

Несмотря на скромное проведение соревнова­ния, оно уже носило международный характер, так как один из участников, Альфонс Мерль, при­был на соревнование специально из Парижа.

Это первое испытание, несомненно, имело боль­шое значение в деле развития механического спорта и распространения механических экипа­жей в России.

Пресса того времени в отчетах о первом испыта­нии механических экипажей делала такое заклю­чение: «Этот первый опыт убедил присутствовав­ших при соревновании, что наши дороги даже зимой вполне пригодны для езды по ним авто­мобилей как легких, не тяжелее шестипудовых (трехколесных), так и тяжелых, свыше 50 пуд. (четырехколесных)».

Первое соревнование на Западе было в 1894 г., а у нас в 1898 г.; мы отстали только на четыре года.

Успехи первого соревнования и необходимость агитации за распространение автомобиля побу­дили сторонников авто-мото-транспорта расши­рить круг своей деятельности.

В 1899 году состоялось соревнование уже по маршруту Москва — Петербург (20 июня). Запи­салось шесть участников, и среди участвовавших машин мы видим уже более интересные модели. Таковы: двухместный четырехколесный автомо­биль Трубецкого, шестиместный четырехколесный Герца в 8 л. е., двухместный четырехколесный автомобиль в 8 л. с.— Комбера (из Парижа), трех­колесные машины в 1 л. е.— Мази, Шнейдерова и Абрикосова. Победителем соревнования был Мази, на трехколеске „Клеман», время—26 час. 57 мин., при средней часовой скорости около 30 км., вторым был Трубецкой—42 часа 59 мин., и третьим Абрикосов — 42 часа 23 мин., лишенный второго места за то, что он под Петербургом сократил свой путь.

В том же году в районе Лигово разыгрывается соревнование на 120 км., в котором из 11 участни­ков 4 выбыло из соревнования за неисправностью машин. Небезынтересно будет перечислить

Один из прадедов современного автомобиля.

здесь время окончания дистанции, отошедшеев область истории: 1. Мази—2 час. 43 мин. 38 сек., 2. Кушель -2 час. 50 мин. 12 сек., 3. Мерель —3 час. 27 мин. 02 сек., и т. д. В 1900 году устраивается второе большое соревнование по маршруту Москва—Петербург. На этот раз количество участников было небольшое. Из трех участников (Дешан, Мази и Генрик) дистанцию оканчивает только одни Дешан, улучшая одновременно время на эту дистанцию, по лей военного ведомства по двум маршрутам: для сравнению с первым пробегом, на 34 минуты, пройдя всю дистанцию в 26 час. 23 мии. 2 июля того же года в Петербурге устраивается первое техническое испытание на под’ем и спуск.

Это соревнование было устроено спортивным журналом «Самолет» на шоссе—из Красного села в Стрельну, на дистанцию 1 8 км., при высоте под’ема — 72 м.

С этого года соревнования и испытания на экипажах с бензиновыми двигателями стали paзвиваться в различных пунктах России. Потреб­ность и спрос на автомобили и мотоциклы зна­чительно увеличиваются.

В 1906 г. проводится соревнование на мотоциклах, близких по своей конструкции к совре­менным мотоциклам, по маршруту Москва—Петер­бург, которое выигрывает Синицын.

В 1907 году организуется большое скоростное соревнование автомобилей по маршруту Москва— Петербург с участием иностранцев. В соревнова­нии приняло участие 26 машин, окончило испы­тание 14. Это соревнование служит наглядным примером достижений автомобильной техники и строительства автомашин. В 1900 году на бензи­новом механическом экипаже было потрачено на прохождение этой дистанции 26 час. 23 мин., а через 7 лет—только 9 час. 22 мин., со средней часовой скоростью 82,8 км., т.-е. почти в три раза быстрее. Победителем был Дюре на авто­мобиле «Лорреи- Дитрих». В 1908 году устраивается второе соревнование по маршруту Петербург — Москва. Время, потра­ченное на прохождение всего маршрута, пони­жается до 8 час. 30 мни. 30 сек. Средняя скорость -20 км, в час, победитель — Геммери, на машине «Бенц».

В 1909 году разыгрывается первое международное дорожное испытание автомобилей по маршруту Петербург — Псков — Рига — Петербург, общим рас­стоянием в 1.320 км.:участвовало 19 авто­мобилей. Лучшие места занимают Донье на машине «Мерседес» и автомобиль военного ведомства «Бенц».

В 1910 году—международное соревно­вание автомобилей по маршруту Петер­бург— Киев—Москва—Петербург. Уча­ствовало 46 автомобилей; лучшее место занимает Пеге на автомобиле»Мерседес».

В 1911 году состоялись три больших пробега: Петербург — Севастополь, при участии 57 машин, кавказское соревно­вание в горных условиях, по маршруту Новороссийск—Гагры, при 29 участниках (лучшие результаты — Коловрат, на ма­шине «Лаурни-Клемент»), и первый про­бег грузовых и санитарных автомобилей военного ведомства по маршруту Петер­бург — Москва — Петербург — Нарва — Петербург. В пробеге принимали участие 14 грузовых, 2 санитарных и 2 легковых автомобиля.

В 1912 году состоялись также три пробега:Петербург — Ревель — Рига — Варшава — Киев —Москва (лучшие результаты — Шорыгин, на автомобиле «Лорелей»), испытание-пробег легковых автомобилей военного ведомства по маршруту Петербург — Псков — Двинск — Вильна—Ковно—Гродно — Барановичи — Минск — Смоленск —Москва — Петербург(3412км.) при участии 40 автомобилей, и второй пробег грузовых автомобилей военного ведомства по двум маршрутам: для

Состязания 1899 г. Москва — Петербург. Мо¬тоциклист (Мази) на Ходынском ипподроме (Со старинной открытки)

Один из первых автомобилей появившихся в России—одноцилиндровая машина с аккумуляторами

грузовых автомобилей до 3 тонн, по маршруту Петер­бург—Москва—Малый Ярославец —Рославль— Брянск — Орел — Тула—Москва—Петер­бург (2.772км.), и для 4-тон­ных грузовиков: Петербург — Москва — Серпухов—Тула— Орел — Москва — Петербург (2.450 км.). Участвовало в пробеге 54 машины.

В1913 году состоялся пер­вый всероссийский звездный пробег с финишем в Москве. Пробег проходил по 11 марш­рутам из городов: Риги, Варшавы Киева, Кишинева, Ялты, Ставрополя, Саратова, Самары, Екатеринбурга, Гельсингфорса. В пробеге участвовало 20 мотоциклов и 34 автомобиля) в виду трудности пути окончило пробег 11 мотоциклов—55%, и 25 автомобилей, т.-е. 73%.

Вторым соревнованием в том же году был круговой пробег Одесса— Екатеринослав—Одес­са. Участвовало 32 автомобиля. Кроме того, со­стоялся международный пробег по маршруту Москва — Париж, организованный Московским автомобильным обществом.

Намеченному к проведению в 1914 году инте­ресному автомобильному пробегу Москва — Тифлис — Батум— Крым — Одесса, и международному звездному пробегу из всех стран Европы в Мо­скву, вследствие начавшейся империалистической войны не суждено было осуществиться. В этом году с 29 мая по 1 июля было  проведено только соревнование мотоциклистов по маршруту Москва— Петербург — Москва на 1.560 км. Этот пробег для мотоциклистов дореволюционной России является самым большим как по дистанции, так и по достижениям. Задачей пробега было выявить динамику мотоцикла и его прочность, с чем участ­ники вполне справились. Из 43 записавшихся на старт явилось 37. Окончило дистанцию в норму (84 часа)—16 участников. Сверх нормы—3. Исклю­чено за неисправностью—3. Не закончило пробе­га—15.

Лучшим по динамике был Толокнов (Кремлев) на «Индиане»—7л. с.— 38 час. 50 мин. Его вре­мя при данных условиях не побито еще и по сию пору.

Империалистическая и затем гражданская войны надолго приостановили дальнейшее развитие механического спорта. Весь актив спортивного движения первоначально был брошен в котел империалистической войны, а затем с оружием в руках укреплял завоевания Октября. Период 1914—1922 гг. был «мертвым» периодом в истории механического спорта.

Виднейшим достижением дореволюционной России на одни километр является достиже­ние Херпера—16 секунд, полученное им в 1913 году и на автомобиле «Бенц», и не побитое до сих пор.

***

В Советском Союзе механический спорт начал развиваться с мелкого механического транспорта— мотоцикла. Московское об-во мотоциклистов и велосипедистов вскоре после Октябрьской революции начало свою деятельность и было одной из крупнейших спортивных организаций того вре­мени. Из целого ряда устроенных этим обществом соревнований, имеющих местное значение, следует отметить соревнование мотоциклов по маршруту Москва — Клин — Москва (около 150 км.) 1920 го­да и Москва — В. Волочек — Москва —1923 года. Пионером в автомобильном спорте является Ленинград. В 1922 году в Ленинграде были устро­ены первые советские автомобильные соревнования по кольцу Сергиево — Лигово — Красное — Детское— Гатчино — Красное — Сергеево (2 кру­га по 80 км.) и соревнование по маршруту Ленинград — Псков — Ленинград на дистанцию.Победителями первого соревнования были Иванов («Бенц») и Татаринов («Санбим»).

В том же году в Ленинграде были проведены три соревнования в условиях зимних дорог для автомобилей и автосаней по маршруту Ленин­град — Кронштадт — Ленинград, на 1 и 3 кило­метра.

В 1923 г. в Москве открывается первый «Мо­сковский автомобильный клуб», а за ним откры­вается целая сеть автомобильных клубов по Советскому Союзу. С этого момента начинается новая эпоха для механического спорт

Вместо устройства скоростных соревнований на специально построенных и никому ненужных в эксплоатационном отношении двухсотсильных автомобилях, стали устраивать испытания автомо­билей серийного типа, находящихся в повседнев­ной эксплоатации, на технические задания и скорости.

Каждое такое соревнование является для автомобилей серийного типа общественным ла­бораторным испытанием в условиях постоянной нормальной работы. С восстановлением экономической мощи Со­ветского Союза и начавшимся ввозом новых иностранных автомобилей, часто совершенно но­вых, неизвестных ивм фирм, на очередь стал вопрос о необходимости самого серьезного и детального ознакомления с продукцией со­временного Запада в области автомашин, парал­лельно выясняя практические эксплоатационные нормы и технически оценивая качество

продукции. Для этой цели были организованы два больших Дорожных испытания, в которых принял участие ряд иностранных фирм на ма­шинах серийного типа.

Первый пробег был организован в 1923 году по маршруту для легковых автомобилей: Москва— Юхнов — Смоленск — Витебск — Псков — Ленин­град— Новгород — Тверь — Москва, общим рас­стоянием около 2.000 км., для грузовых автомо­билей по маршруту Москва — Тверь — Вышний – Волочек — Тверь — Москва, расстоянием около 670 км., и мотоциклов: Москва — Ленинград — Москва, расстоянием около 1.400 км.

Целью пробегов было определить прочность и выносливость, экономичность и проходимость участвующих в пробеге машин. Попутно с этим было определено состояние современных дорог и пригодность их для автомобильного транспорта.

В этом пробеге участников было 51 на легковых автомобилях, 15 нагрузовых и 42 на мотоциклах, при чем, за исключением мотоциклов, в большин­стве были представители иностранных фирм.

В результате пробега органы, возглавляющие автомобильное дело в СССР, получили богатый материал для сравнения различных марок и ти­пов новых и старых автомобилей между собой. Сравнение наглядно показало невыгодность экс-плоатации старых машин и необходимость за­мены большей части автотранспорта республики новыми, экономически выгодными машинами.

пробег состоялся в 1925 году по марш­рутам для легковых автомобилей: Ленинград— Москва— Тула — Орел—Курск—Харьков— Артемовск—Ростов —Тихо­рецкая—Армавир— Пя­тигорск – Владикавказ – Тифлис — Москва, об­щим протяжением в 4.984 км., из которых 2.170 км. шоссейных до­рог, 2.390 км. грунтовых и 424 км. горного шоссе; для грузовых автомоби­лей пробег был по мар­шруту Ленинград — Мо­сква — Тула — Орел — Курск—Москва, рассто­янием 1.724 км., и мото­циклов—Москва—Харь­ков— Москва, 1.456 км.

Как по количеству участников, так и по длине маршрута пробег 1925 года превзошел все пробеги, бывшие когда-либо в России. Для участия в этом пробеге прибыли все лучшие и крупные фир­мы не только Европы, но и Америки. Участво­вало в этом пробеге 81 легковой автомобиль, 43 грузовых и 28 мото­циклов. Результаты это­го пробега дали еще бо­лее ценные материалы.

Кроме этих двух круп­ных пробегов, имеющих международное значе­ние,в Москве, Ленингра­де, Ростове, Харькове,

Одессе и на Кавказе был проведен ряд местных соревнований н пробегов.

Ежегодным смотром достижений в области мото­циклетного спорта служат соревнования республи­канского и всесоюзного масштаба. В 1920 г. первенство РСФСР было разыграно в Москве, в 1921 г.— в Туле, в 1922 г.—в Туле, в 1923 г.—в Москве, в 1924 г.— первенство СССР в Москве, в 1925 г.— пер­венство РСФСР в Ленинграде, в 1926 г.— первен­ство не разыграно, в 1927 г.— первенство РСФСР в Москве, и в 1928 г.— спартакиада в Москве.

Помимо соревнований, испытаний и пробегов, имеющих местное и всесоюзное значение, совет­скими мотоциклистами был совершен ряд ме­ждународных пробегов, а именно: Москва — Лон­дон — Москва, Москва — Лейпциг — Москва, Москва — Париж — Москва, и Москва — Вена — Москва. Эти пробеги имели громадное значение, во первых, как агитация за советский механи­ческий спорт, и во-вторых —в деле об’единения с зарубежными спортивными рабочими организа­циями Запада.

Советские спортивные общественные органи­зации, по сравнению с подобными организациями до революции, носившими часто названия «импера­торских автомобильных» клубов, отличаются резко тем, что они доступны самым широким кругам на­селения, в то время как дореволюционные были доступны только небольшому кругу зажиточного «света». Затем советские общественные организации не зависят материально от автомобильных фирм, что имеет место на Западе. Эти два фак­тора дают возможность общественным органи­зациям вести механиче­ский спорт по верному пути выбора машин, на­иболее подходящих для работы в дорожных условиях СССР и раз­вития автомобильного и мотоциклетного транс­порта и спорта.

В настоящее время существующая сеть автоклубов не может охватить всей массы, стремящейся к автомо­бильному и мотоциклет­ному делу и спорту. Созданием об-ва»Автодор» этот недостаток будет устранен.

Подводя итог тридца­тилетию развития меха­нического спорта, следует сделать вывод, что, несмотря на тяжелые экономические и дорож­ные условия, этот вид спорта значительно вы­рос, окреп и уже внед­рился в широкие массы. В наш век машины ему предстоит большая бу­дущность, и перед об­щественными организа­циями стоит важная за­дача—сделать механи­ческий экипаж доступ­ным для широких масс Советского Союза.

Общий вид современной гоночной машины

 

«За Рулем», № 9, 1928 г. Ф. Борисов


галерея

Super Sherpa KL250-H6-02b
Автор: Galka

все фото »

 

новости

25.07.2012

Техобслуживание Kawasaki Super Sherpa / график регламентных работ

подробнее

 

15.11.2011

Сравнение мотоциклов двойного назначения 250сс от Хонда и СуперШерпы по основным ТТХ

подробнее

 

06.11.2011

Впервые в России - СЕРВИС-мануал на KL250G/KL250H, 330 страниц

подробнее

 

все новости  »

 

© Copyright 2008-2019